Сайт 2009 года
Отделения и филиалы Пресс-центр Размещение госзаказов Контактная информация


Фонд социального страхования Российской Федерации
О фонде
Работодателям
Гражданам


 

Ответы на вопросы по пособию по беременности и родам

Уважаемые посетители!

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, Вы можете задать с помощью специальной формы.


Какое пособие будет назначено женщине, у которой отпуск по беременности и родам наступает в период отпуска по уходу за вторым ребенком?

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Закон) в случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Данная норма закреплена также в пункте 40 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №865 (далее Положение).

Это означает, что застрахованное лицо имеет право выбора: получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком либо пособие по беременности и родам.

Таким образом, в указанной ситуации женщина должна выбрать какое именно из двух видов пособий она будет получать. К примеру, если она выбирает пособие по беременности и родам, то соответственно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком получать не сможет.

В случае, если женщина выберет пособие по беременности и родам, в связи с рождением третьего ребенка, то после окончания отпуска по беременности родам она имеет право оформить отпуск по уходу за детьми (за вторым и третьим ребенком).

При этом ежемесячное пособие на детей будет рассчитано исходя из заработной платы, полученной за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу предоставления отпуска по уходу за детьми.

Следует иметь в виду, что согласно пункту 45 Положения, в случае одновременного ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не должен превышать 100 процентов указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Одновременно информируем, что с 1 января 2010 года предельный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам за полный календарный месяц составит 13 833 рубля.

Как будет исчисляться пособие по беременности и родам в связи со второй беременностью, в настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком, а отпуск по беременности и родам наступает в 2010 году?

В настоящее время пособие по беременности и родам исчисляется в порядке установленном Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее  Закон №255-ФЗ) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерацией от 15.06.2007 №375 (далее  Положение).

Согласно указанным нормативно правовым актам пособие исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, начисленного ему работодателем за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая (отпуск по беременности и родам).

При этом пунктом 11 Положения установлено, что в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления страхового случая (отпуск по беременности и родам) не имело заработка, средний заработок определяется исходя из должностного оклада, установленного на день наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам).

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона №255-ФЗ с 1 января 2010 году пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Таким образом, данная норма предусматривает с 1 января 2010 года исчислять пособие по беременности и родам, в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и в месяце наступления страхового случая не имело заработка, не из должностного оклада, как это установлено в настоящее время, а из среднего заработка, из которого исчислялось пособие по предшествующему страховому случаю (В данной ситуации предшествующий страховой случай отпуск по уходу за ребенком).

Поскольку до наступления отпуска по беременности и родам у сотруднице в расчетном периоде (12 календарных месяцев) не было фактически отработанных дней и фактически начисленной заработной платы, то применительно статье 14 Закона №255-ФЗ (в редакции Закона №213-ФЗ), пособие по беременности и родам, в связи со второй беременностью, должно быть исчислено из среднего заработка, из которого исчислялось пособие по уходу за первым ребенком.

Какой порядок назначения и выплаты пособия по беременности и родам сотруднице, работающей у индивидуального предпринимателя?

Согласно нормам действующего законодательства выплата пособия по беременности и родам, указанным работникам производится полностью за счет средств ФСС РФ, выделяемых филиалом отделения Фонда. Выделение средств страхователям работодателям, применяющим специальные налоговые режимы, на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию осуществляется только после проведения камеральной проверки.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» назначение и выплата пособия по беременности и родам производится по месту работы застрахованного лица на основании листка нетрудоспособности, и при предъявлении работником указанного листка страхователь-работодатель самостоятельно производит в установленном порядке расчет (назначение) пособия по беременности и родам, а затем обращается за выделением средств в филиал отделения Фонда по месту регистрации в качестве страхователя.

Будет ли выплачено пособие по беременности и родам женщине, уволившейся по собственному желанию за два месяца до наступления отпуска по беременности и родам, и состоящей на учете в Центре занятости населения?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее Федеральный закон) право на пособие по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию, в частности, лица, работающие по трудовым договорам, иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Исключение из данной нормы установлено:

  •  статьей 6 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Закон), которой предусмотрена выплата пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций,  в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
  •  пунктом 10 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 865 (далее  Положение), предусматривающим, что пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по последнему месту работы в случаях, когда отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы) в случае перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон №1032-1) трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, признаются безработными.

Поскольку граждане, состоящие на учете в органах службы занятости населения и получающие пособие по безработице, являются неработающими, и за период, когда эти лица состоят на учете в службе занятости населения, страховые взносы в Фонд за них не отчисляются, то, соответственно, они не подлежат обязательному социальному страхованию.

В связи с этим, применительно к статье 2 Федерального закона, лица, состоящие на учете в органах службы занятости населения, права на пособие по беременности и родам не имеют.

При этом пунктом 4 статьи 35 Закона №1032-1 установлено, что выплата пособия по безработице за период отпуска по беременности и родам не производится. Вместе с тем, период отпуска по беременности и родам не засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и продлевает его.

Поскольку женщина была уволена с работы по собственному желанию до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам, и с момента увольнения до указанного отпуска прошло более одного месяца, то нормы статьи 6 Закона и пункта 10 Положения на нее не распространяются.

Каков порядок определения среднего заработка при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам?

В соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом заработная плата (оплата труда) согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации это вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок по времени, за который они начислены; премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет, иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

В случае если в течение расчетного периода произошло повышение размера заработной платы, указанные изменения учитываются при определении среднего заработка со дня повышения фактически начисленной заработной платы.

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что периоды и начисленные за это время суммы, когда за работником полностью или частично сохраняется средний заработок, не относятся к системе оплаты труда, а являются в соответствии со статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации гарантиями и компенсациями.

К таким периодам относятся периоды нахождения в ежегодном основном или дополнительном оплачиваемом отпуске, служебной командировке, отпуске по уходу за ребенком и др. (статьи 114, 167, 256 Трудового кодекса Российской Федерации ).

В связи с этим при определении среднего заработка для расчета названных пособий, указанные периоды и начисленные за это время суммы исключаются из расчетного периода.

Кроме того, не включаются в состав фактического заработка при исчислении пособий: материальная помощь; дотации на питание и проезд работников в общественном транспорте; денежные компенсации работникам, не воспользовавшимся путевками на санаторно-курортное лечение; другие социальные выплаты (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), поскольку они в соответствии со статьей 129Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой не являются.

К сведению сообщаем, что Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 №375.

 

Какой порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ?

Вступивший в силу с 1 января 2007 Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» предусматривает ряд новых норм в части предоставления пособий по временной нетрудоспособности (определение размера пособия в зависимости от продолжительности страхового стажа, исчисление пособий в календарных днях вместо рабочих, выплата пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по всем местам работы застрахованного лица и др.).

В связи с этим, согласно статье 13 Закона Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации будет утвержден новый бланк листка нетрудоспособности.

Вместе с тем, с целью обеспечения прав граждан на своевременное получение пособия до утверждения нового бланка листка нетрудоспособности и обеспечения этими бланками медицинских учреждений будут использоваться бланки листков нетрудоспособности, действующие в настоящее время. При этом на лицевой стороне листка нетрудоспособности, выдаваемого для предъявления по основному месту работы, лечащим врачом будет делаться запись «основной», а для предъявления по месту работы по совместительству — запись «внешнее совместительство».

Таким образом, основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работнику, работающему на условиях внешнего совместительства, является листок нетрудоспособности с отметкой «внешнее совместительство». Соответствующая информация направлена в органы исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьями 11 и 13 Федерального закона от 29.12.20076 года №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее Закона) назначение и выплата пособия по беременности и родам выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка. В случае если женщина работает у нескольких работодателей, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по всем местам работы.

Согласно статье 14 Закона пособие по беременности и родам на работе по совместительству должно быть исчислено исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, в частности при отсутствии у застрахованных лиц в расчетном периоде фактического заработка, будут определены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 22.12.2005 №180-ФЗ приостанавливается действие статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». А как в этом случае определять размер пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, обучающимся и др. категориям прописанных в данной статье?

Как следует из Закона от 22.12.2005 г. №180-ФЗ пособие по беременности и родам в 2006 году должно исчисляться в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.12.2005 г. №180-ФЗ приостанавливается действие статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Однако следует обратить внимание на следующие слова этого пункта «в части исчисления пособия по беременности и родам, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию». Это означает, что приостанавливается только та норма, согласно которой исчислялось пособие по беременности и родам женщинам, работающим по трудовым договорам.

В остальной части статья 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» продолжает действовать.

Какие выплаты должны учитываться при исчислении пособия по беременности и родам работникам профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений?

С 1 января 2004 года в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 08.12.2003 №166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (действие настоящей статьи продлено на 2005 год статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 №202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год») предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется из среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуску по беременности и родам, с учетом и непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», с учетом положений статьи 8 названного Федерального закона и разъяснения Минтруда России от 24.12.2003 №5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году», утвержденного постановлением Минтруда России от 24.12.2003 №89 (зарегистрировано в Минюсте России от 15.01.2004 5408).

Согласно указанному разъяснению пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка по основному месту работы исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам).

Письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.02.2004 №02-18/07-1034, согласованным с Минтрудом России предусмотрено, что для учителей, преподавателей и воспитателей, работающих в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования и других работников, приравненных к ним по оплате труда (медицинские и фармацевтические работники) при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитывается заработная плата за работу, осуществляемую на условиях внутреннего совместительства.

Что касается профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, то исчисление пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам производится в общеустановленном порядке, то есть из фактического заработка по основному месту работы с учетом заработной платы, которая в соответствии с постановлением Минтрудсоцразвития России от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не считается совместительством.

Каков порядок оплаты листков нетрудоспособности беременным женщинам, находящимся на диспансерном обследовании и лечении?

Беременные женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях, проходят обязательное диспансерное обследование, то есть посещают врача. Периодичность диспансерных обследований определяется медицинским учреждением в зависимости от состояния здоровья беременной женщины, характера выявленных у нее осложнений, особенностей условий труда и иных факторов. Время обследований может приходиться на рабочее время. Поэтому прохождение женщиной обязательного диспансерного обследования подтверждается справкой (талоном) медицинского учреждения с указанием даты и времени посещения врача. Листок нетрудоспособности в этом случае не выдается.

В соответствии со статьей 254 Трудового кодекса Российской Федерации за беременными женщинами в период прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях сохраняется средний заработок по месту работы, исчисляемый в установленном порядке (ст.139 ТК РФ).

При лечении беременной женщины в стационаре (нахождении на сохранении беременности) пособие по временной нетрудоспособности выдается, как при заболевании, в соответствии с пунктом 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984, в размере, определяемом в зависимости от непрерывного трудового стажа.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности беременным женщинам, находящимся на лечении в стационаре, назначается и выплачивается по общим правилам.

Подлежит ли перерасчету пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, если в период нетрудоспособности повышена заработная плата?

В соответствии с пунктом 77 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, изменения в заработной плате, происшедшие в период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам, при исчислении пособия не учитываются.

Если произведена доплата к тому заработку, из которого исчислялось пособие, то и пособие соответственно увеличивается (т.е. производится перерасчет пособия).

Вправе ли женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении у нее в этот период другого ребенка, одновременно оформить и отпуск по беременности и родам, и затем отпуск по уходу за вторым ребенком?

В соответствии с пунктом 31 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.199 №883, в случае, если в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет наступает право на отпуск по беременности и родам, женщина имеет право выбора одного из двух выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособий. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в установленном размере, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.

Учитывая изложенное, по окончании отпуска по уходу за первым ребенком до полутора лет, женщина имеет право оформить отпуск по уходу за вторым ребенком, и, соответственно, получать пособие. Оформление двух отпусков (по уходу за каждым ребенком) и получение двух пособий действующим законодательством не предусмотрено.


Задать свой вопрос


Поля, отмеченные знаком *, обязательны для заполнения

 
© Фонд социального страхования Российской Федерации, 2009.

107139, Москва, Орликов переулок, д. 3а

По общим вопросам: (495) 668-03-33
Факс: (495) 668-02-34
mail@fss.ru

Контакты для СМИ: (495) 668-02-93
press@fss.ru




 



 Для слабовидящих


Интернет-агентство Артус Создание сайта
Интернет-агентство Артус